Печать

Как выбрать баллон для дайвинга

Автор: webmaster Дата: .

Выбираем баллон для дайвингаРассмотрим стандартный баллон для дайвинга. Если все ваши погружения осуществляются на курортах, с использованием снаряжения взятого на прокат, то, скорее всего вы будете погружаться с 11 литровым, алюминиевым баллоном (также называемый восьмидесяткой, из-за объема, равного 80 кубическим футам). В магазинах продающих снаряжение либо уже на воде, вы можете обратить внимание на встречающиеся баллоны нестандартных размеров. Давайте разберемся, для кого они предназначены?

Возможно для вас. Алюминиевые 80ки широко распространены, не потому что они лучше, а из-за их невысокой стоимости. Таким образом, выбрав другой баллон – более подходящий под ваши габариты, расход воздуха, плавучесть и стиль плавания, можно получить огромную разницу, при следующем погружении.

ЕМКОСТЬ: Чем больше воздуха, тем лучше, но следует соблюдать баланс между емкостью, габаритами, весом и плавучестью. Вывод: не стоит выбирать чересчур большие баллоны.

РАЗМЕР: Какого размера должен быть баллон, что бы его назвать “чересчур большим”? Это напрямую зависит от ваших габаритов. Большинству дайверов будет некомфортно, использование длинного баллона, если вы сможете присесть с баллоном, закрепленным на компенсаторе плавучести, то собираться вам будет намного удобнее. Если вы можете перенести баллон за вентиль или рукоять на полностью вытянутой руке, а не тащить его по земле, вы избежите повреждения баллона и проблем со спиной.

По перечисленным критериям, стандартная алюминиевая 80ка (65,8 см) будет слишком длинной для большинства дайверов. В таком случае можно рассмотреть другие варианты: Luxfer производит алюминиевые баллоны на 80 кубических футов, которые толще, обычных (20,3 см, вместо 18,4 см) но на 7,6 см короче. Также, они немного тяжелее. И оба Luxfer и Catalina делают алюминиевые баллоны на 63 кубических фута, которые еще короче – 55,9 см. Восьмидесятки из штампованной стали выпускают длинной менее 51 см.

ПЛАВУЧЕСТЬ: Вам необходимо отгрузиться так, чтобы преодолеть положительную плавучесть баллона, когда он почти пуст. Если вы не добавите грузов, вы будете иметь проблемы, совершая остановку безопасности. Аналогичным образом, если баллон имеет отрицательную плавучесть, когда почти пуст, вы предварительно можете снять груз с пояса.

ВЕС и “РЕАЛЬНЫЙ ВЕС”: Характеристика положительной или отрицательной плавучести также влияет на количество грузов, которые вам придется таскать на себе, до и после погружения. Если выбрать более легкий баллон, имеющий большую плавучесть, вы не облегчите снаряжение, так как вам придется добавить дополнительные груза на пояс. Чтобы рассчитать “реальный вес” баллона, к сухому весу добавьте значение плавучести пустого баллона.

Например: вес алюминиевой восьмидесятки Catalina составляет 14,3 кг, а положительная плавучесть пустого баллона + 1,86 кг. Таким образом, её реальный вес 16,2 кг. С другой стороны стальной Faber 80ка имеет вес 14,7 кг и отрицательную плавучесть пустого баллона – 3,3 кг. И его реальный вес получается 11,4 кг. Его опубликованный вес больше, чем у алюминиевого, но “реальный вес” будет на 4,8 кг меньше.

ПРОКАТ БАЛЛОНОВ: СОВЕТЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

По сей день самыми распространенными прокатными баллонами в мире являются алюминиевые 80ки, такие как Luxfer S080 или Catalina S80. Их габариты 18,4 x 66 см и плавучесть около +1,80 кг в пустом состоянии. Но также бывают и другие варианты. Распространенной альтернативой является алюминиевая 63. Она на 10,2 см короче 80ки, легче и имеет меньшую плавучесть – “реальный вес” примерно на 2,7 кг меньше.

На большинстве курортов имеются небольшие баллоны для детей и взрослых небольшого размера, а где-то и большие баллоны. Либо у инструктора могут иметься личные баллоны, которые он может одолжить вам.

Независимо от размера используемого баллона, перед первым погружением следует проверить:

Проверьте уплотнительное кольцо на вентиле. Прокатные и курортные баллоны зачастую эксплуатируются небрежно. Уплотнительные кольца, вероятнее всего не меняются до тех пор, пока не начнут травить. Проверьте на предмет истирания, вмятин и трещин. Внимательно послушайте на наличие утечек или намочите водой место соединения находящееся под давлением и посмотрите, не идут ли пузырьки. Уплотнительные кольца дешевы и легко заменяемы, если вы видите, что они повреждены, сообщите об этом дайв-гиду, он должен без колебаний их заменить, либо предоставить вам другой баллон.

Проверьте герметичность состыковки вентиля с баллоном. Наличие утечки указывает на трещину в баллоне, в районе резьбы для вкручивания вентиля. Вам потребуется погрузить баллон в воду, чтобы обнаружить пузырьки, указывающие на место утечки. Если баллон не герметичен, сообщите об этом и попросите заменить баллон.

Проверьте наклейку и клеймо с датой опрессовки баллона. Они необходимы в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, но не во всех популярных местах для дайвинга. Зарубежные гиды могут по-прежнему проверить баллон и записать данные в журнал регистраций, а не на наклейке, так что не паникуйте, если она отсутствует. Почти вся опасность разрушения баллона приходится на время его заправки, когда вы будете находиться где-нибудь в другом месте.

Проверьте работу вентиля. Если клапан тяжело поворачивается, проскальзывает или залипает, то он нуждается в обслуживании, но пока он не травит, вам не о чем беспокоиться.

Проверьте внешний вид баллона. Осмотрите баллон на предмет повреждений, царапин и вмятин, если на нем отсутствуют борозды, глубиной от 3 мм и более, то, скорее всего с баллоном проблем не будет. Даже при их наличии, наибольшей опасности подвержен тот парень, который будет заправлять ваш баллон.

ПРОДАЖА: СОВЕТЫ ПОКУПАЮЩИМ БАЛЛОН

Если вы пришли в магазин за баллоном, вы уже должны для себя решить один основной вопрос. Сталь или алюминий: что лучше? Ответ зависит от нескольких факторов. Сравните, например, стальной Faber 78 и алюминиевый Luxfer 80, фактически вмещающий 2200 литров (2,2 куб. метра) газа.

ВЕС: Хоть алюминий и легче стали, но он менее прочен, по этой причине стенки в алюминиевых баллонах делают почти в два раза толще, и таким образом стальные баллоны получаются легче. Стальной баллон весит 13.6 кг, алюминиевый 14.4 кг.

РАЗМЕР: Поскольку при производстве стальных баллонов используется меньше металла, при равном объеме они компактнее алюминиевых (в одном диаметре, они почти на 7,6 см короче).

ПЛАВУЧЕСТЬ: Кроме того, пустые баллоны из стали обладает меньшей плавучестью, в сравнении с алюминиевыми.

10% переполнение баллонаОБЪЕМ: Мы попытались подобрать баллоны равные по емкости, но сделать это не так просто. Так как стальной баллон вмещает 2208,7 литров (78 кубических футов) только при переполнении на 10% от номинального значения. Стальные баллоны, промаркированные знаком "+", допускают переполнение только в первые пять лет после его изготовления, затем можно продлить этот срок, пройдя специальную процедуру опрессовки, но на практике, оказывается, крайне тяжело найти предприятие, выполняющее данные работы. Таким образом, технически ваш стальной баллон через 5 лет по объему уменьшится с 2208,7 до 2010,5 литров. Хотя большинство заправочных станций игнорируют предельно допустимые сроки и продолжают заправлять на 10 процентов больше, но стоит иметь в виду, что где-нибудь вам в этом могут отказать.

СРОК СЛУЖБЫ: При надлежащем уходе, оба баллона выдержат сотню тысяч циклов заправки/опустошения. Который прослужит дольше? Без разницы.

ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ И ОБСЛУЖИВАНИЕ: Алюминиевые баллоны слабо подвержены образованию трещин и окислению, в то время как стальные баллоны без должного ухода начинают ржаветь, что является серьезной проблемой. Так как алюминий мягче стали, он в большей степени подвержен внешним повреждениям и образованию вмятин, поэтому как стальные, так и алюминиевые баллоны нуждаются в ежегодном визуальном осмотре и опрессовке каждые пять лет.

СОВЕТЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ БАЛЛОНОВ

Для владельцев баллонов существует два основных правила:

1) Не допускайте попадания воды

Крайне важно не допускать попадания воды в баллоны, особенно стальные. Алюминий также подвержен внутреннему окислению, а этот процесс загрязняет воздух и ослабляет металл.

Окисление алюминия является незначительной проблемой, потому что, как только стенки баллона покроются тонкой оксидной пленкой, она защитит основной металл от дальнейшего окисления. И хотя белый порошкообразный материал не пойдет на пользу внутренностям вашего регулятора, сам баллон крайне редко страдает и, как правило, может быть очищен.

Окисление и ржавление стали является более серьезной проблемой, поскольку процесс может пойти вглубь металла. Соленая вода внутри баллона и хранение его под давлением в одном положении, при котором вода и ржавчина скапливаются в одном месте, может со временем превратить баллон в реактивный снаряд. Предпочтительнее хранить баллоны в вертикальном положении, чем лежа на боку, так как боковые стенки баллона тоньше, чем его дно. Баллоны, заправленные найтроксом, подвержены большему риску, из-за большего содержания кислорода в смеси.

Вода чаще всего проникает внутрь баллона во время заправки. Чтобы этого не допустить:

  • Протрите полотенцем верную часть вентиля, и перед установкой заправочного шланга на мгновение откройте вентиль. Кратковременный поток воздуха собьет остатки воды.
  • Продувка шланга. Хороший заправщик, перед состыковкой заправочного шланга и вентиля на баллоне, сначала продует их кратковременным потоком воздуха.
  • Бочки с водой, не такая уж хорошая идея, как может показаться на первый взгляд. Потому что они являются основным источником влаги попадающей в баллоны. Предполагаемый эффект от охлаждения водой, на самом деле имеет незначительное влияние при заправке, а также бочка будет слабым ударогасителем при взрыве баллона.
  • Никогда полностью не опустошайте баллон, и если вы это сделали, немедленно перекройте вентиль. Если баллон оставить пустым и открытым, в него будет поступать влажный воздух из окружающей среды, и циркулировать при изменении температуры в помещении.

2) Не пропускайте плановые проверки своего баллона

Необходимо ежегодно проходить визуальный осмотр – это лучшая страховка от коррозии, растрескивания и безвременного выхода из строя вашего баллона. Осмотр поможет обнаружить незначительную коррозию и устранить её, пока не стало еще хуже.

Хороший инспектор проверит баллон снаружи, на наличие коррозии, вмятин и сколов. Затем при помощи яркого света внимательно изучит внутренние стенки, проверит резьбу при помощи стоматологического зеркала на предмет раскалывания и истирания. И обязательно убедится в исправности вентиля и уплотнительных колец.

К сожалению, некоторые инспекторы плохо обучены и не знают, что искать. Как это определить?

  • Проверьте наличие сертификата. Около половины всех инспекторов не сертифицированы.
  • Задавайте больше вопросов: “Что вы там ищете? Как вы это определили?” и т.д. Ответы должны быть ясными и уверенными.
  • Можете прилепить наклейку на баллон. Если инспектор не отклеил вашу наклейку с надписью “Я люблю Кайманов”, что бы проверить поверхность под ней, он плохо выполнил свою работу.

Гидростатический тест необходимо проводить каждые пять лет, включая визуальный осмотр. При испытаниях баллон заполняется водой, затем поднимается давление, до 5/3 от указанного на горловине, объем баллона увеличивается под давлением, производится замер, затем давление снижается до атмосферного и измеряется его объем. Полученные данные показывают, произошла ли усталость металла.

Другие факторы, которые следует учитывать:

Переходник с DIN на YOKEВЕНТИЛИ ТИПА DIN: Баллонам высокого давления, поставляющимся с вентилями типа DIN необходим переходник для стандартной первой ступени регулятора. Такие вентили также имеют тенденцию скапливать воду, которая при следующей заправке будет задута в баллон. Но в то же время, вентили типа DIN легко превращаются в YOKE вкручиванием недорогого переходника.

ЦЕНА: Баллоны высокого давления стоят дороже.

ЗАПРАВКА БАЛЛОНА: Будут ли дайверские магазины в состоянии заполнить его до отказа?
Например, большинство водолазных ботов редко могут забить сверх 3000 psi (207 bar) – по горячей.

Целесообразность путешествия с баллоном

Перелет со своим баллоном хоть и возможен, но делать этого не следует. Мало того, что воздух из ваших баллонов придется стравить, авиакомпания или таможенные службы могут потребовать, чтобы вентили были выкручены, что позволит влаги и грязи попасть внутрь. Кроме этого, с вас, скорее всего, будет взыскана дополнительная оплата багажа.

Взрывающиеся баллоны: факт или вымысел?

Факт: Баллоны взрываются, но не часто.
Как правило, подозреваемыми являются алюминиевые баллоны, производимые до 1988 года, компаниями Luxfer, Walter Kidde, Norris Industries и Reynolds Aluminum из сплава под названием "6351". Из перечисленных производителей, только Luxfer продолжает производить баллоны для подводного плавания, но уже используя другой сплав.

Согласно записям Министерства транспорта, с 1986 года взорвалось 12 таких баллонов в США, и 17 во всем мире, почти все из них, будучи заполненными. Для сравнения, примерно 25,4 миллиона баллонов было сделано из 6351 сплава.

Большинство взрывов были вызваны "постоянной нагрузкой на трещины" возникающие при ослаблении структуры металла свинцом, входящим в состав сплава. Трещины начинали появляться в верхней части баллона и медленно расползались через резьбу, как правило, в течение многих лет. Как показывает практика, хранение баллонов под большим давлением только усугубляет проблему.

На самом деле, мелкие трещины не такая уж редкость, большинство из них не приводят к взрыву, в том числе и очевидные при визуальном осмотре. Произошедшие взрывы говорят не только о проблеме с алюминиевым сплавом, но и о еще одной, более серьезной проблеме, качестве многих проведенных визуальных проверок.

В 1988 году Luxfer перешли на использование сплава "6061", который не содержит свинца (Catalina начали производить баллоны в 1986 году и использовали 6061 сплав с самого начала). Алюминиевые баллоны, выпущенные до 1988 года, можно распознать по маркировке, расположенной на горловине.

Вымысел: Взрыв баллона в багажнике автомобиля.
В то время как дайвер работал в прохладном офисе, его заправленный баллон нагревался в багажнике черного автомобиля, припаркованного под лучами раскаленного солнца. Температура повышается. 13:00, 14:00. Вдруг, раздается громкий хлопок и обломки "Тойоты" разлетаются по парковке.

Правдивая история? Нет. В 32 градусную жару, температура в багажнике может достигать 65 градусов по Цельсию. Вам же необходимо нагреть заполненную алюминиевую "80ку" хотя бы до 200 градусов, что бы на её стенки было оказано давление, применяемое при гидро испытании, около 5000 psi (345 bar).

Если у вас появились вопросы не затронутые в данной статье, вы можете обсудить их на форуме.