Печать

Вечная классика от H.Dessault, или самые узнаваемые ласты в мире...

Автор: shkip3r Дата: .

ласты dessaultRoberto, Mio Palmo! или «Роберто, мои ласты!» Эти слова одного из главных героев культового фридайверского фильма «Голубая Бездна» всегда предваряли появление на экране самого узнаваемого элемента снаряжения подводного охотника или фридайвера – ласт HD Elite. Ведь именно с момента изобретения основателем компании H.Dessault, чемпионом мира 1963 года Хугом Дессо этих ласт в далеком 1976 году началась история современных ласт, предназначенных исключительно для погружений на задержке дыхания.

Мало кто знает о том, что до появления ласт HD Elite охотники были вынуждены нырять в обычных резиновых ластах с короткой лопастью. Хуг Дессо первым разработал и запатентовал разборные ласты, состоящие из резиновой калоши и длинной эффективной пластиковой лопасти. О таком материале, как карбон, в те далекие времена охотники еще даже и не помышяли. Предложенный Дессо дизайн ласт оказался настолько эффективным и подходящим для абсолютно любых условий охоты, что эти ласты моментально стали стандартом де-факто во всем мире. Ну, а уж после того, как в 1985 году на экраны всего мира вышел фильм Люка Бессона «Голубая Бездна», где оба главных героя ныряли именно в этих ластах, их популярность достиг ла своего апогея.

С тех пор прошло много лет. Снаряжение для подводной охоты значительно изменилось. Пришли новые технологии и новые материалы. Конструкция современных ружей, костюмов и масок кардинально отличается от того, что было в 80-е годы. А вот ласты, за исключением материала лопастей, практически не изменились. Причем это связано отнюдь не с застоем конструкторской мысли, а с тем, что Хуг Дессо создал ласты, намного лет опередившие свое время.

Подтверждением этого служит тот факт, что за последние несколько лет на рынке с завидным постоянством появлялись ласты с новым «революционным» дизайном, которые должны были моментально завоевать сердца и умы охотников со всего света. Но проходило не более года, и миф о новых чудо-ластах рассыпался, странные «революционные новинки» исчезали с прилавков и водоемов, а классические ласты оставались и продолжали радовать своих владельцев. Хотя тут надо заметить, что упоминавшиеся классические ласты тоже имеют свои нюансы, а точнее – различия. В частности, очевидно, многие обращали внимание, что ласты с маркировкой H.Dessault имеют лопасть с круглым, а точнее, параболоидным окончанием, в то время как ласты от прочих производителей могут иметь лопасти с окончаниями самой разной формы, но, не такой же, как у ласт Dessault. То же самое относится и к гидродинамическим гребням, идущим параллельно друг другу почти от галоши до самого окончания лопасти. Обе эти характеристики являются уникальными особенностями ласт Dessault и не могут быть использованы прочими производителями в своих изделиях по той причине, что Хуг Дессо в свое время смог запатентовать свои ласты именно по этим двум основным признакам, в чем снова проявился его инженерный гений. Дело в том, что именно параболоидная форма окончания лопасти обеспечивает ласте ламинарное, а не турбулентное обтекание, что значительно увеличивает эффективность гребка.

Хуг Дессо и его ластыНу, а продольные гребни стабилизируют лопасть во время гребка и не дают ей «сваливаться» с потока. Также гребни увеличивают площадь лопасти без увеличения ее габаритов и придают лопасти дополнительную жесткость без увеличения ее веса, что тоже очень важно.
На этом исторический экскурс можно считать законченным и перейти к настоящему ласт H.Dessault.

В настоящее время компания из Монпелье производит ласты с лопастями из термопласта и карбона. И те и другие (так же, как и вся продукция выпускаемая компанией H.Dessault) являются полностью французским продуктом, а не производятся в Азии, как поступает подавляющее большинство прочих «охотничьих» брендов.

Собираются ласты Dessault на основе собственной галоши, на изготовление которой идет только натуральный латекс без каких-либо синтетических примесей. Это делает галошу Dessault экстремально мягкой, а использование ее комфортным. Действительно, только чистый латекс не становится более жестким при падении температуры, а для российских охотников, зачастую вынужденных охотиться в весьма холодных водах российских рек и озер, этот параметр особо ва жен. Также не стоит забывать, что при гребле мы вынуждены деформировать не только саму лопасть, но и материал галоши, в частности так называемые «усы», в которых фиксируется лопасть. Соответственно, чем жестче материал «усов» тем больше энергии мы вынуждены тратить на их деформацию вместо того, чтобы передавать эту энергию непосредственно лопасти, а от нее уже воде. Благодаря этим характеристикам галоши Dessault всегда были популярны как среди простых охотников, так и среди специалистов высокого уровня. В частности, широко известный в недалеком прошлом специалист в области фридайвинга Руди Кастинейро, в разное время работавший с чемпионами мира Пипином Феррерасом, Ясмин Далкилич и Таней Стритер, всегда рекомендовал студентам своей школы использовать именно галоши Dessault как наиболее полно отвечающие потребностям ныряльщиков, заинтересованных в росте своих спортивных результатов. Размерный ряд галош Dessault достаточно велик, и любой охотник может подобрать себе ласты по размеру. А учитывая, что размеры начинаются с миниатюрной галоши 38–40, это может быть не только охотник, но и охотница!

Что же касается основной части ласты, то все выпускаемые в Монпелье лопасти достаточно условно можно подразделить на два вида: пластиковые и карбоновые.

Пластиковые лопасти H.Dessault Performance изготавливаются из высокомодульного технополимера с высокой упругостью и имеют размер (не считая галоши) 71 х 22 см. Охотник может по своему выбору приобрести лопасти черного, либо голубого цвета. Жесткость обеих лопастей абсолютно идентична, а разный цвет лишь позиционируют их как менее заметные, и соответственно, более пригодные для охоты в мутной воде (черные) или в прозрачной воде (голубые).

Пластиковые лопасти H.Dessault, конечно, несколько менее эффективны, чем изготовленные из карбона лопасти Dessault Force Carbon, но они значительно дешевле, устойчивее к царапинам и торцевым ударам, и их практически невозможно сломать, если будете при всплытии отталкиваться лопастями от дна или опираться на ласты, залезая в лодку. Таким образом, можно заключить, что ласты H.Dessault Performance наиболее хорошо подойдут для долгих заплывов по поверхности с большим количеством относительно неглубоких нырков и для активного поиска рыбы в укрытиях и на дне. То есть, для пресноводной и прибрежной морской охоты. Учитывая эти характеристики, можно сказать, что ласты H.Dessault Performance будут наилучшим выбором для большинства российских охотников.

Ласты H.Dessault PerformanceНу, а для любителей экстремально глубокой охоты или просто охотников, не привыкших к компромиссам, отлично подойдут карбоновые ласты H.Dessault Force Carbon.

Основой технологии создания карбоновых лопастей служит термическая формовка в вакуумной печи-автоклаве. При выпекании в автоклаве температура понижается постепенно и в соответствии со всеми спецификациями технологического процесса. Только в этом случае остывающий материал матрицы полимеризуется с необходимым уровнем кристалличности, что обеспечит лопастям действительно высокие показатели прочности, отсутствие демпфирования и межслоевого сдвига, снижающих эффективность лопастей и уменьшающих их срок службы. А вакуумирование приводит к тому, что значительно повышается адгезия (проникновение смолы во все пустоты в углеволокне) волокна и смолы, поэтому в лопастях отсутствуют микропузырьки, наличие которых опять-таки понижает модуль упругости изделия и делает его менее долговечным.

На изготовление лопастей идет два вида высококачественного углеволокна (карбона) T700. На внутренние слои идет предварительно пропитанный и напряженный, так называемый UD (Unidimencional-однонаправленный) карбон, или, как его называют в судо и авиа строении, UD препрег карбон. Ранее в подводной охоте такой карбон применялся исключительно для внутренних, несущих основную нагрузку слоев в стволах высокобюджетных карбоновых ружей. Внешние слои лопастей H.Dessault Force Carbon изготовлены из более привычного нам тканого препрег карбона T700.

В качестве матрицы используется смола М95, специально разработанная для судостроения и устойчивая к воздействию соленой воды и солнечного ультрафиолетового излучения. Смола и карбон для ласт производятся в США.

Дизайн карбоновых лопастей полностью идентичен пластиковым лопастям Dessault Performance, что делает лопасти Force Carbon уникальными. Дело в том, что ни одни другие карбоновые лопасти в мире не имеют параллельных продольных гидродинамических гребней, отформованных непосредственно на карбоне. Это связано и с патентом на дизайн, и с отсутствием у других производителей ряда эксклюзивных know-how, имеющихся у компании H.Dessault. Данные гребни удерживают ласту во время гребка на стабильной траектории и устраняют эффект горизонтального рысканья, что делает гребок намного более эффективным. Другие производители минимизируют эффект рысканья за счет установки по краям лопасти резиновых или резинопластовых отбортовок. Этот способ дает далекий от идеала результат. Прежде всего потому, что установка небольшой и легкой отбортовки практически не препятствует срыву потока с лопасти и не устраняет рысканья, в то время как установка большой, и следовательно, массивной отбортовки хоть предотвращает срыв потока и уменьшает рысканье, но вместе с тем значительно увеличивает вес ласты и ухудшает упругость лопасти в целом. К тому же большая отбортовка при изгибе ласты сильно деформируется на вогнутой стороне ласты, что также ухудшает гидродинамику.

Другой уникальной особенность ласт H.Dessault Force Carbon является то, что лопасть имеет постоянную толщину, а не утоньшается от комлевой части к окончанию, как у других карбоновых ласт. По этой причине при гребке лопасть имеет более равномерный изгиб, нежели чем ласты прочих производителей. Также более толстая в окончании лопасть становится намного более устойчивой к торцевым ударам и царапинам, которым бывают подвержены карбоновые ласты.

Ласты Force Carbon выпускаются трех степеней жесткости: F1 – для ныряльщиков с собственным весом до 85–88 килограмм. F2 – для ныряльщиков с собственным весом до 105–110 кг, и F3 – для очень больших охотников, с ну очень сильными ногами! Размеры лопастей H.Dessault Force Carbon составляют 75 х 20 см. То есть эти ласты более длинные и узкие, чем их пластиковая версия.

В ассортименте компании есть и карбоновые лопасти, предназначенные специально для фридайверов. Эта лопасть называется DS Maxx и отличается от Force Carbon тем, что толщина лопасти DS Maxx уменьшается от 1 мм в комлевой части до 0,5 мм в ее окончании. Это делает гребок в последней его фазе чуть более хлестким и незначительно снижает общий вес ласты. Но за все приходится платить, и лопасти DS Maxx значительно более хрупкие, чем чисто охотничьи ласты Force Carbon.

На этом описание ласт от H.Dessault можно считать законченным. Стоит лишь заметить, что в ноябре 2010 года в Шарм Эль-Шейхе в рамках широко известного во фридайверской среде события «Blue Week» были проведены тесты нескольких видов карбоновых ласт. В тестах принимали участие как инструкторы Apnea Academy, так и просто опытные фридайверы. Собственный вес принимавших участие в тестировании спортсменов колебался от 70 до 86 кг. В тестах победили лопасти H.Dessault Force Carbon F1. При чем нужно обратить внимание и на тот факт, что в тестах участвовали и ласты с ценой намного выше, чем у ласт победителей. Таким образом получается, что ласты от H.Dessault имеют наилучшие характеристики среди прочих, побывавших на тестах образцов, а уж в соотношении цена – качество к ним никто не может даже приблизиться!
Соответственно, для любителей по настоящему глубокой охоты ласты H.Dessault будут наилучшим выбором!

Ласты Force CarbonМИР ПОДВОДНОЙ ОХОТЫ 1.2011